Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
учебный год 2023 / Головко ПО 2021.docx
Скачиваний:
25
Добавлен:
21.02.2023
Размер:
1.52 Mб
Скачать

Глава 2

вития лица, задействованные в отправлении судебной функции, постепенно обретали качества, делающие их судьями в самом строгом смысле этого слова. Речь идет, во-первых, об их персо­нальной независимости и, во-вторых, об их профессионализме.

Говоря о судейской независимости, стоит в первую очередь помнить о том, что судья stricto sensu «не может иметь никакого непосредственного начальника»1. Интересно, что воплощение этой идеи началось еще в Древнерусском государстве. Даже самые ранние законодательные акты, направленные на по­строение судебной иерархии, не закрепляли за вышестоящими «судами» право вмешиваться в дела нижестоящих инстанций, влияя на принимаемые решения. Не менее важно отметить, что с развитием российского судоустройства уже на дорефор­менном этапе наблюдалось постепенное расширение гарантий беспристрастности, причем некоторые из них имели довольно раннее происхождение1 2.

Что касается профессионализма судей, здесь важны два аспекта. Первый состоит в освобождении лиц, осуществля­ющих судебную функцию, от иных видов профессиональной деятельности. Второй — в их обучении праву и искусству разрешения споров. Останавливаться на первом аспекте нет нужды, поскольку его реализация неразрывно связана с рас­смотренной ранее идеей обособления суда от администрации. Если же говорить о профессиональном обучении судей, остается признать, что в России даже в XVIII в. наблюдалось «полное от­сутствие юридической подготовки:... были законоведы в лице дьяков и подьячих, но не было образованных юристов»3. Первые университеты с юридическими факультетами появились лишь в середине XVIII (Московский) — первой половине XIX в. (Ка­занский, Харьковский, Санкт-Петербургский, Киевский и др.), а первое специализированное юридическое высшее учебное за­

1 Гессен В.М. О судебной власти // Судебная реформа: В 2 т. / Под ред. Н.В. Давыдова, Н.Н. Полянского. Т. 1. М., 1915. С. 9.

2 Уже от древнерусского княжеского суда ожидалось стремление к «истине и нелицемерности» (Судебная власть в России: История. Документы: В 6 т. Т. 1. М., 2003. С. 343). Аналогичное требование содержалось в ст. 1 Судебника 1497 г., запрещавшего взяточничество и пристрастный суд.

3 Шершеневич Г.Ф. История кодификации гражданского права в России // Ученые записки Императорского Казанского университета. 1899. № 2. С. 68.

36