Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
учебный год 2023 / Головко ПО 2021.docx
Скачиваний:
25
Добавлен:
21.02.2023
Размер:
1.52 Mб
Скачать

Глава 23

а также основания и процедура их отвода, прекращения полно­мочий, замены.

Одним из важнейших процессуальных вопросов, разреша­емых в арбитраже, является вопрос о его компетенции. Это особенно актуально, если имеются возражения сторон, участву­ющих в разбирательстве, касающиеся наличия или действитель­ности арбитражного соглашения.

При определении компетенции арбитража (третейского суда) необходимо понимать, что арбитражная оговорка — часть до­говора между сторонами, которая не зависит от других условий договора и является автономной. В связи с этим даже заявление одной из сторон о недействительности договора в целом не вле­чет за собой автоматическую недействительность арбитражного соглашения.

Важно помнить, что любое заявление об отсутствии у арби­тража (третейского суда) компетенции по рассмотрению спора может быть сделано не позднее представления стороной первого заявления по существу спора. Конечно, суд может принять за­явление об отсутствии компетенции у арбитража и уже после представления заявления по существу спора, но только в том случае, когда сочтет оправданной задержку подачи стороной соответствующего заявления об отсутствии компетенции. Сторона, поставившая вопрос об отсутствии компетенции у арбитража по тем или иным основаниям, на наш взгляд, должна настаивать на вынесении постановления по этому заявлению как по вопросу предварительного характера.

В силу ст. 16 Закона об арбитраже этот вопрос может быть разрешен как отдельным постановлением, так и при вынесении решения по существу спора.

При вынесении отдельного постановления о компетенции арбитража как вопроса предварительного характера в случае не­согласия с ним сторона, сделавшая соответствующее заявление, вправе в течение одного месяца со дня получения постановле­ния об отказе в его удовлетворении обжаловать постановление в компетентный суд (как правило, это суд по месту нахождения арбитража), который принимает окончательное решение об от­сутствии или наличии у арбитража компетенции.

Правила, по которым осуществляется третейское разби­рательство, определяются гл. 5 Закона об арбитраже. В этой

756

Альтернативные способы разрешения правовых споров

главе установлены принципы арбитража: независимость; беспристрастность арбитров; диспозитивность; состязатель­ность сторон; равное отношение к участникам спора, а также установлены правила процедуры арбитража. Необходимо от­метить, что в ст. 19 Закона об арбитраже сформулирован такой важный принцип, как свобода сторон по своему усмотрению договориться о процедуре арбитража при условии соблюдения положений данного Закона.

Если стороны не достигли такого рода специальной дого­воренности по процедуре арбитража в целом и доказывания в частности, то третейский суд (или арбитражное учреждение) осуществляет арбитраж так, как он считает необходимым при определении допустимости, относимости и значения любого доказательства, представленного участниками спора. Стороны также свободны при определении места арбитража, который может проводиться в любом удобном для них месте, опреде­ляемом по их договоренности. Здесь действует тот же принцип свободы определения участниками правил процедуры, о кото­ром упоминается в ст. 19 Закона об арбитраже. При отсутствии договоренности сторон вопрос о месте арбитража определяется третейским судом (арбитражным учреждением), исходя из того положения, что место арбитража должно быть приспособлено для проведения совещания арбитров, заслушивания свидетелей, экспертов, сторон, исследования доказательств и т.д.

Арбитраж является конфиденциальным, т.е. слушание дела проводится в закрытом заседании. Требование конфиденциаль­ности распространяется на всех участников спора, арбитров и сотрудников постоянно действующего арбитражного учрежде­ния, при административной поддержке которого осуществляет­ся рассмотрение спора. Никакие сведения, ставшие известными в ходе арбитража, не могут быть преданы гласности без согласия сторон. В случае нарушения этого условия могут возникнуть правовые последствия в виде неисполнимости арбитражного решения.

Производным от принципа конфиденциальности третей­ского разбирательства является принцип арбитражной тайны, сформулированный в п. 3 ст. 21 Закона об арбитраже, который означает, что «арбитр не подлежит опросу в качестве свидетеля о сведениях, ставших ему известными в ходе арбитража». Данное

757